Питание — это та многострадальная тема, где спешит отметиться каждый новоявленный гуру «от здоровья». Здесь в первую очередь наследили американцы (П. Брэгг, Г. Шелтон, Н. Уокер и др.), но затем и наши соотечественники потянулись вслед за заморской экзотикой и стали проповедовать натуропатию, сыроедение, вегетарианство и т.п. Геннадий Малахов в своих рекомендациях по питанию стремится соединить советы американских натуропатов (раздельное питание) с традицией индийской Аюрведы. Давайте разберемся сначала с раздельным питанием.
Раздельное питание
«Библия» раздельного питания — книга Герберта Шелтона «Правильное сочетание пищевых продуктов» — вышла в свет в 1928 году и с тех пор пользуется огромной популярностью. Иногда возникает ощущения, что и в нашей стране уже, наверное, не найдется ни одного человека, которые бы не слышал о раздельном питании. Книжные прилавки лоснятся красивыми и дорогими обложками книг с рецептами по раздельному питанию, неказистыми брошюрками с советами по раздельному питанию на каждый день, карманными «покет-буками» (мини-книжками) по кухне раздельного питания. Книги есть на любой кошелек и вкус. Некоторые предприимчивые энтузиасты проводят обучающие семинары по кухне раздельного питания, читают лекции, пишут статьи в газеты.
Все это подается под научным соусом и поэтому легко одурачивает большую часть населения.
Но давайте все-таки разберемся непредвзято в этом вопросе.
Вот что заявляет Г. Шелтон, обосновывая свое раздельное питание.
Для переваривания белков (мяса, рыбы, яйца и т.п.) необходима обработка этого белка в кислой среде желудка. Для переваривания углеводов (картофеля, хлеба, сахара и т.п.) необходима щелочная среда. Зелень и фрукты легко перевариваются организмом в любой среде, поэтому они совместимы как с белками, так и с углеводами. Но, так как белками и углеводам нужна разная среда для переваривания, то белки и углеводы нельзя совмещать в одном приеме пищи. Если же их употреблять вместе, то часть из них останется не переваренной и будет гнить в кишечнике. Например, категорически нельзя есть мясо с картофелем. Сначала следует съесть мясо, потом через несколько часов — картофель. Совместный прием картофеля и мяса приводит к гниению не до конца переваренных продуктов и самоотравлению организма.
Вот вкратце и вся теория раздельного питания.
Такие дремучие представления о процессе пищеварения, не простительны доктору медицины, каким и был Герберт Шелтон. Даже 80 лет назад уже были известны все научные сведения об процессах, протекающих в желудочно-кишечном тракте.
Дело в том, что кислая среда и ферменты желудочного сока НЕ переваривают белки в желудке, а только ГОТОВЯТ белковую пищу к последующему перевариванию. А само переваривание белков происходит не в желудке, а в тонком кишечнике, где среда уже щелочная. В этом же тонком кишечнике происходит и основное переваривание углеводов. Больше того, углеводы начинают перевариваться еще во рту, под воздействием слюны и ферментов, содержащихся в ней и имеющих щелочную реакцию. Кислая среда кишечника прекращает это переваривание, и в желудке углеводы просто ждут своего часа, совершенно не подвергаясь обработке.
Кроме того, природа сделала. так, что главный дозатор поступления пищи из желудка в 12-пер-стную кишку — сфинктер привратника — устроен так, что он работает только на разнице рН среды между желудком и 12-пер-стной кишкой. В норме, как только окисленный комок пищи подходит к сфинктеру привратника, то тот открывается и пропускает часть пищи. Сфинктер привратника остается открытым до тех пор, пока среда в 12-перстной кишке не станет кислой под воздействием окисленного пищевого комка.
Как только среда стала кислой — сфинктер закрывается. Дозатор сработал.
Пищевой комок в 12-перстной кишке начинает обрабатываться щелочами, поступающими в 12-перстную кишку — желчью, соком поджелудочной железы и кишечными соками.
Как только пищевой комок стал щелочным, сфинктер привратника открывается, ощелоченный комок уходит дальше в тонкий кишечник, а в 12-перстную кишку поступает следующая порция пищи из желудка, которая опять окисляет все пространство 12-перстной кишки. И так далее.
И так этот дозатор работает непрерывно, по мере переваривания пищи в желудке и ощелачивания ее в 12-перстной кишке.
Этот изумительный механизм и создан именно для того, чтобы соединить в одном пищеварительном тракте обработку и белков и углеводов ОДНОВРЕМЕННО.
Природа не пошла на создание двух раздельных систем пищеварения — отдельно для белковой пищи, отдельно для углеводной, она умело все это соединила в одно пищеварительном тракте, белково-углеводном.
Между прочим, расхваливаемые Шелтоном зелень и фрукты — это и есть углеводы и белки, соединенные вместе. Вообще, монопродуктов, состоящих только из одного компонента, очень мало. К таким монопродуктам можно отнести только масло, соль и сахар. Других монопродуктов нет — все остальное это гармоничная смесь углеводов, белков и жиров. И с этих позиций очень интересно было бы знать, к какой категории Г. Шелтон отнес бы, например, огурцы, шпинат, орехи, грибы и другие продукты, в которых и белков, и углеводов содержится примерно поровну.
Наша пищеварительная система универсальна, природа обеспечила выживаемость человека тем, что он может питаться любой пищей, как белковой, так и углеводной в любых их сочетаниях и утверждения Г. Шелтона о необходимости разной среды переваривания для белковой и для углеводной пищи научно не состоятельны. Но тогда возникает вопрос, а что привело Г. Шелтона к такому выводу? Почему он вообще об этом стал говорить?
И вот здесь самое время вспомнить, о том, что он был экспериментатором. Именно экспериментальным путем Г. Шелтон добился очень полезных результатов при лечении больных. Его больные переходили на раздельное питание и получали очевидное и выраженное облегчение. И это факт! И причем факт очень интересный. И именно этот факт Шелтон и попытался объяснить своими не корректными научными заявлениями.
Мы с вами сейчас попробуем этот факт объяснить немного иначе, основываясь строго на научной точке зрения.
Для того, чтобы это сделать надо знать, а кем же были пациенты Шелтона. Шелтон работал в южных штатах США и его клиентами были в основном богатые фермеры этих районов. Основной рацион питания этих людей был такой (цитирую мнение очевидца): «Девяносто процентов пищи готовилось на сковородке: жареные цыплята, жареная ветчина, бекон, картошка, свинина и жареное мясо всякого рода». Главной особенностью питания этих людей было обилие мясных продуктов в рационе вместе с картофелем. Эти люди просто обжирались мясом. И только для таких людей, кто не знает ограничений в мясе, углеводы действительно могут мешать, но не перевариванию, а подготовке мяса в желудке к последующему перевариванию.
В среднем за сутки в желудок выделяется около 2 л желудочного сока. При четырех приемах пищи в день после каждого приема пищи примерно 0,5 л желудочного сока в течение нескольких часов обрабатывают содержимое желудка. Если в желудке только 0,5 кг мяса, то 0,5 л желудочного сока обрабатывают только эти 0,5 кг мяса. Если же в желудке окажутся 0,5 кг мяса и какое-то количество хлеба и картофеля, то хлеб и картофель отвлекают на себя часть желудочного сока и мясо обрабатывается меньшим количеством желудочного сока, т.е. оно обрабатывается хуже и поэтому позже, в тонком кишечнике, часть белкового химуса может остаться не переваренным. Оно будет гнить, вызывать процессы брожения и отравлять организм. Но это возможно только при одном условии — мяса в желудке всегда должно быть много. Настолько много, что оно должно оттягивать на свою обработку практически весь запас желудочного сока.
Г. Шелтон конечно понимал всю пагубность мясного обжорства и неоднократно призывал население южных штатов ограничивать себя в питании. Например, его книга «Голодание спасет вашу жизнь» целиком посвящена этому вопросу. Но его пропаганда ограничения рациона не дала никакого результата. Богатые фермеры, привыкшие к изобилию мясных продуктов в рационе, пропускали все увещевания Шелтона мимо ушей. И тогда, экспериментальным путем Шелтон нашел способ улучшить здоровье этих людей практически не ограничивая их мясной рацион. Введя раздельное питание Шелтон добился того, что богатые американцы южных штатов сохранили свое привычное переедание мяса, но при этом избежали процессов гниения белкового химуса в кишечнике. Для этого он предложил им есть мясо отдельно от картошки и хлеба. И это действительно принесло облегчение его пациентам — теперь желудочный сок был занят только мясом и не отвлекался еще и на хлеб и картофель.
Именно этот экспериментальный результат и привел Шелтона к его ошибке — пропаганде раздельного питания для всех. Для всех без исключения. Именно это сочетание: мясо — картошка — хлеб является самым ругаемым во всех книгах Шелтона и является самым главным табу в его системе раздельного питания. Шелтон просто не понял, что то, что еще как-то подходит обжирающимся фермерам южных штатов США, совершенно не подходит многим другим людям. И, действительно, если каждый житель США в среднем ежегодно потребляет 120 кг мяса, то житель России в два раза меньше — 62 кг мяса, а Японии в 4 раза меньше — 38 кг мяса (данные на 1986 г.).
Именно поэтому для жителей нашей страны раздельное питание не имеет никакого положительного смысла. И, действительно, традиции нашего питания наглядно показывают, что несовместимости мяса с картофелем и хлебом не только не существует, но для огромной массы нашего населения это является самым здоровым и полезным сочетанием продуктов питания, проверенным жизнью многих поколений.
Герберт Шелтон просто пошел на поводу у привычек любителей мяса и вместо того, чтобы добиваться снижения доли белка до 100 г в сутки, как и рекомендовано диетологией, он попытался «научно» объяснить раздельное питание, заведомо исказив процессы пищеварения, которые он, как доктор медицины, обязан был знать.
Уменьшение доли белка до рекомендованного значения в 100 г в день сделало бы просто не нужным никакие затеи Шелтона с раздельным питанием. И это было бы самым надежным и единственно правильным выходом из ситуации с перееданием мяса.
Дело в том, что раздельное питание имеет еще и несколько отрицательных эффектов, которые стараются не замечать наши сторонники и пропагандисты этого метода.
Первый эффект — психологический. Позволю себе привести фрагмент из письма одной моей читательницы, которая долгое время придерживалась раздельного питания: «... всегда было напряжение из-за«опасности» съесть что-то «не то», боязнь, как бы ребенок не ухватил ложку риса после куска рыбы. С мужем обычно хорошие отношения тоже сразу напрягаются, как только он садится есть свою «нераздельную» пищу, а маленький сын, которого я усердно берегу от этой «гадости» клянчит у него что-нибудь. От этого устаешь. Устаешь постоянно думать о еде. Я чувствую, что все должно быть проще и естественней...»
Совершенно правильно — все должно быть проще и естественней. Раздельное питание часто становится яблоком раздора в семейной паре.
Но есть и вторая причина, гораздо более веская. При систематическом следовании правилам раздельного питания у человека вырабатывается условный рефлекс. Если в течение долгого времени человек приучил свой организм, что в 2 часа дня он ест белковую пищу, а в 4 часа углеводную, то соответствующие этому питанию ферменты уже выделятся рефлекторно. И стоит только нарушить заведенную последовательность, как тут же наступает расплата за столь грубое нарушение режима. Широко известен пример академика А. Микулина, который два года приучал свой организм к раздельному питанию, а потом однажды его нарушил на одном из праздников и был госпитализирован в тяжелом состоянии. Дело в том, что организм за два года привык в определенные часы вырабатывать ферменты, нужные для переработки белковой пищи, в другие часы — только для переработки углеводов. Нарушение такого режима и привело к отравлению. Ферменты выделились не те, не соответствующие типу пищи.
Нормальный человек должен быть готов к любому меню при каждом приеме пищи. Это закон эволюции и именно он обеспечил человеку выживание в любых условиях — и в жарком климате экватора и среди снегов тундры. Геннадий Малахов, проповедуя вслед за Шелтоном раздельное питание, просто покупается на экзотику.
Кстати, это очень интересный вопрос — почему американцы столь часто и много экспериментируют со своим питанием? Для того, чтобы ответить на этот вопрос давайте посмотрим на один факт.
Исследования проблем долгожительства в Советском Союзе показали, что на первом месте по долгожительству у нас были горцы Абхазии, на третьем месте горцы Дагестана. Этот факт широко известен и легко обосновывается логически — неспешный труд на свежем воздухе, нарзаны, субтропический климат, барашек с зеленью на праздники, выдержанные не крепкие вина и т.п.
Ну, а кто же на втором месте? Скорее всего горцы Ингушетии, Осетии или Алату, — подумаете вы.
Нет, не горцы.
На втором месте — коренные жители Таймыра. Представляете, вечная мерзлота, тундра, кустарники. Морозами под минус 50 по Цельсию никого не удивишь, ветер 30 метров в секунду — обычное дело. В году десять месяцев зимы, а весна, лето и осень проходят за два месяца. Никаких фруктов, зелени и овощей. Главный продукт питания — жир (тюлений, рыбий, медвежий), оленя-типа и рыба. Жир не только едят, им обмазываются и ходят так месяцами, не смывая его с кожи — никакой гигиены.
А живут долго. Парадокс. В чем тут дело? А дело, конечно, в питании.
Сейчас появилось множество книг, посвященным правилам питания, множество «учителей жизни» обещают идеальное здоровье приверженцам того или иного метода, некоторые продукты питания объявляются врагами номер один всего человечества (соль, молоко, животные жиры и т.д.), а некоторые — спасителями (пророщенная пшеница, перепелиные яйца). Действительно, кому-то эти системы помогают (чаще всего именно создателям, которые интуитивно подбирают продукты питания под свои заболевания), но большинству, они приносят только вред. Как во всем этом разобраться? Чему следовать? Какой книжке поверить — Мантеньяку? Питаться по группе крови? По Аткинсу?
Нет и еще раз нет! НИКОГДА НИКОМУ НЕ ВЕРЬТЕ!!! Все что написали, пишут и будут писать всевозможные гуру от питания никогда не принимайте на веру! Верить можно только ОПЫТУ и ТРАДИЦИЯМ своих предков. Они вас не обманут. Именно они кровно заинтересованы в вашем здоровье. А заокеанские «учителя» имеют только одну цель — набить свой карман зелеными бумажками. За ваш счет, конечно. Был такой период в моей жизни, когда я, учась в аспирантуре, перевелся на заочное обучение, и пошел работать в милицию, чтобы прокормить семью. Знаете, чему в первую очередь обучают новичков, приходящих в уголовный розыск? Обучают никому не верить. Потому что среди «контингента» есть такие мастера врать, что просто диву даешься. Станиславский бы им аплодировал стоя.
Смотрит на тебя такой человек проникновенными глазами, грустным голосом рассказывает о своей честной, но тяжелой жизни и говорит так складно, логично и правдоподобно, что что-то в твоей душе меняется, и ты смотришь на него с участием, уже поддерживаешь его и пытаешься ему помочь, ведь ясно же, что он тут не причем. И ты уже готов отпустить его, ну и что, что он вор — рецидивист и отсидел 3 раза, но сейчас-то он ни в чем не виноват.
Поэтому, правило ПЕРВОЕ и ГЛАВНОЕ. Если вы здоровы — питайтесь преимущественно так, как питались ваши предки, живущие в этой же местности.
Традиции же питания у разных народов разные, и складывались они на протяжении многих столетий. Поэтому, если механически перенести даже самые лучшие особенности питания одного народа на другой, здоровья это не прибавит, поскольку потребуется достаточно много времени, чтобы желудочно-кишечный тракт человека приспособился и воспринял непривычную пищу как родную.
Повсеместно установлено, что долгожители самых различных регионов мира ведут привычный им с детства активный образ жизни. В частности, много ходят в любое время года и в любую погоду. Характерно также в подавляющем большинстве случаев их прочное семейное и общественное положение. У долгожителей, у их родных и близких высоко развито чувство целостности семьи и преемственности поколений. Идеальная пища — это пища родного дома, родного очага, которая основывается на рецептах, передаваемых от бабушки к дочери и внучке, на семейных традициях, на традициях данной местности, данного народа, данной национальности. Это и будет идеальным питанием здорового человека.
Итак, самым идеальным питанием для здорового человека является питание, которого придерживались его предки. Наглядным подтверждение «от противного» является ситуация со здоровьем и питанием в США. Это молодая страна, состоящая из эмигрантов, зачастую оторвавшихся от родины и забывших всякие национальные традиции. Своих традиций Америка не имеет! И именно поэтому там столько больных с нарушением обмена веществ. Это самая богатая страна мира, но это и страна самых жирных и больных людей! И совершенно логично, что большинство новомодных диет и теорий питания появляется в Америке — они просто не знают к какой традиции прибиться, часто выхватывают различные места из различных традиций, получая в итоге совершенно не перевариваемый результат. Именно поэтому там и могли по явиться дикие на взгляд диетолога теории П. Брэгга и Г. Шелтона, Н. Уокера и т.п.
Традиционное питание
Часть своих рекомендаций Геннадий Малахов основывает на действительно традиционном питании — на питании по традиции Аюрведы. Одна беда — это питание традиционно для индусов и жителей Тибета, но никак не для жителей средней полосы России!
Малахов, опять покупается на экзотику, совершенно не представляя к каким последствиям может привести рекомендация чуждой нам традиции питания.
Чтобы проиллюстрировать всю важность этого вопроса я хочу привести некоторые результаты исследований.
Еще при Советском Союзе во время изучения проблемы долгожительства одна геронтологическая экспедиция проводила исследование в двух расположенных рядом селах в Нагорном Карабахе. Одно село было русским, второе — азербайджанским. Выяснилось, что среди азербайджанцев много долгожителей, а в русском селе люди умирали рано, несмотря на то, что жители этого села — были членами религиозной общины и вели чрезвычайно правильный образ жизни.
Подобные исследования было проведены совсем недавно на Украине. Было выявлено, что на юге Украины (Херсонская область, Крым) в благодатном месте, где, казалось бы, жить лучше всею, у населения самая короткая продолжительность жизни. Зато самая высокая продолжительность жизни наблюдалась в западных районах Украины. А все дело в том, что на юге живет пришлое население, а в западных районах — коренное.
Вывод, сделанный геронтологами однозначен — дольше живут те, кто соблюдает традиционный образ жизни. Традиционное питание, характерное для данной местности и для каждой местности свое, и является тем фактором, которые сохраняет здоровье и увеличивает продолжительность жизни. Объясняется это тем, что тип питания у каждой этнической группы формируется в течение нескольких поколений, которые длительное время отбирали продукты, адаптированные именно к этой местности и позволяющие выжить именно на этой территории.
Именно поэтому, здоровый человек должен питаться так, как питались его предки, а не так, как.
пишет Геннадий Малахов, Поль Брэгг, Герберт Шелтон и многие другие.
Но, подчеркну — это касается здорового человека.
Нельзя забывать, что подавляющая часть нашего населения — это люди, имеющие те или иные заболевания. Как питаться им?
Я тут не скажу ничего нового. Больной человек должен подстраивать свое питание под свою болезнь. В этом ему очень поможет любой учебник диетологии, где подробно расписываются режимы питания, состав продуктов и общая калорийность рациона в зависимости от каждого конкретного заболевания. Такое питание будет действительно лечебным. Ну а как только вы избавитесь от своей болезни, то можете переходить к традиционному для вашей местности питанию.
Так как я пишу в первую очередь про Россию, то хочу привести некоторые сведения о нашей национальной традиции.
История древнерусской кухни четко прослеживается начиная с IX века. В целом русская кухня характеризуется следующими чертами: чрезвычайным постоянством состава блюд и их вкусовой гаммы, строгими канонами приготовления. Истоки русской кулинарии начинаются с создания зерновых каш, — в первую очередь полбяной, овсяной, ржаной (так называемая «зеленая каша») и национального русского квасного (то есть кислого) хлеба из ржаной муки. Уже в середине IX века появился тот черный, ржаной, ноздреватый и духовитый хлеб на квасной закваске, без которого вообще немыслимо русское меню. Вслед за ним были созданы и другие виды национальных хлебечных и мучных изделий: дежни, караваи, сочни, блины, пироги, оладьи, баранки, сайки, пышки. Последние три категории — почти на столетие позже, после появления пшеничной муки.
Приверженность к квасному, кислому отразилась и в создании собственно квасов, ассортимент которых достигал двух-трех десятков видов, сильно отличавшихся друг от друга вкусом, а также в изобретении исконных русских киселей — овсяного, ржаного, пшеничного, появившихся почти на 900 лет ранее современных ягодно-крахмальных киселей.
В самом начале древнерусского периода сложились и все основные напитки, помимо квасов: всевозможные перевары (сбитни), представлявшие собой комбинацию отваров различных лесных трав с медом и пряностями, а также меды и медки, то есть натуральный мед, сброженный с ягодным соком или просто разведенный соками и водой до различной консистенции. Хотя рецептура медов, медков и квасов усложнялась и дополнялась на протяжении последующих веков, сами по себе эти изделия стойко оставались на русском столе вплоть до XVIII века.
Каши хотя и были по принципам своего изготовления пресными, но иногда подкислялись кислым молоком. Они также отличались разнообразием, подразделяясь по видам зерна (полба, рожь, овес, ячмень, гречиха, просо, пшеница), по видам дробления зерна или его обкатки (например, ячмень давал три крупы: ячневую, голландку, перловку; гречиха — четыре: ядрицу, велигорку, смоленскую, продел; пшеница — тоже три: целик, коркот, манную и т. д.), и, наконец, по виду консистенции, ибо каши делились на рассыпчатые, размазни и кашицы (совсем жиденькие). Все это давало возможность варьировать из 6-7 видов зерна и трех видов бобовых (горох, бобы, чечевица) несколько десятков различных каш. Кроме того, из муки этих культур делали разнообразные мучные изделия. Вся эта хлебенная, преимущественно мучная пища разнообразилась в основном рыбой, грибами, лесными ягодами, овощами и реже — молоком и мясом.
Уже в раннее средневековье возникло четкое, а точнее, резкое разделение стола на постный (растительно-рыбно-грибной) и скоромный (молочно-мясо-яичный). При этом постный стол включал в себя далеко не все растительные продукты. Так, из него были исключены свекла, морковь и сахар, также причислявшиеся к скоромной пище. Проведение резкой грани между скоромным и постным столом, отгораживание друг от друга непроходимой стеной продуктов различного происхождения и строгое недопущение их
смешения, естественно, привело к созданию оригинальных блюд, например, различных видов ухи, блинов, кундюмов (грибных пельменей).
Тот факт, что большинство дней в году — от 192 до 216 в разные годы были постными, вызывало вполне естественное стремление к разнообразию постного стола. Отсюда обилие в русской национальной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья — от зерна (каш) до лесных ягод и трав (сныти, крапивы, щавеля, лебеды, дудника и др.). На первых порах попытки разнообразить постный стол выражались в том, что каждый вид овощей, грибов или рыбы готовились отдельно. Так, капуста, репа, редька, горох, огурцы (овощи, известные с X века) приготавливались и елись сырыми, солеными (квашеными), пареными, вареными или печеными — отдельно одно от другого. Салаты и особенно винегреты не были в ту пору свойственны русской кухне и появились в России лишь в середине XIX века. Но и они первоначально делались преимущественно с одним овощем, отчего и носили названия салат огуречный, салат свекольный, салат картофельный и т. п. Еще большей дифференциации подвергались грибные блюда. Каждый вид грибов —
грузди, рыжики, опята, белые, сморчки и печерицы (шампиньоны) и т. д. — не только солился, но и варился совершенно отдельно. Точно так же обстояло дело и с рыбой, употребляемой в отварном, вяленом, соленом, запеченном и реже в жареном виде. Сиговина, тайменина, щучина, палтусина, сомовина, лососина, осетрина, севрюжина, белужина и другие считались каждая в отдельности особым, иным блюдом, а не просто «рыбой». Поэтому и уха могла быть окуневой, ершовой, налимьей или стерляжьей.
Таким образом, количество блюд по названиям было огромно, но технологические отличия между ними были невелики.
Вкусовое разнообразие таких однородных блюд достигалось двояким способом: с одной стороны, различием в тепловой и холодной обработке, а также за счет применения различных масел, преимущественно растительных — конопляного, орехового, макового, деревянного (оливкового) и значительно позднее — подсолнечного, а с другой — употреблением пряностей. Из последних чаще употреблялись лук и чеснок, причем в весьма больших количествах, а также петрушка, горчица, анис, кориандр, лавровый лист, черный перец и гвоздика, появившиеся на Руси уже с XI века. Позднее, в XI — начале XII века их дополнили имбирем,кардамоном, корицей, аиром (ирным корнем) и шафраном.
В древний период русской кухни появляются и жидкие горячие блюда, получившие общее название «хлёбова». Особенное распространение приобретают такие виды хлёбова, как щи, похлебки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи, заверихи, болтушки, соломаты и другие разновидности мучных супов, которые отличались друг от друга лишь консистенцией и состояли из трех элементов — воды, муки и жира, к которым порой (но не всегда) прибавлялся, лук, чеснок или петрушка. Обработка мясных и молочных продуктов не отличалась особой сложностью. Мясо, как правило, варили в щах и кашицах, молоко пили сырое, но чаще топленое и очень редко — скисшее. Кислым молоком чаще заправляли кашицы и щи (забеливали их). Выделывали также сметану и творог (по тогдашней терминологии — сыр). Производство же сливок и масла оставалось до XIV века неизвестным, а в XIV-XV веках эти продукты готовились редко и были на первых порах плохого качества. Масло из-за несовершенных способов сбивания, очистки и хранения быстро горкло.
Национальный сладкий стол состоял из ягодно-мучных и ягодно-медовых или медово-мучных изделий. Это пряники и разные виды непеченого, сырого, но сложенного особым образом теста (калужское тесто, солодуха, кулаги), в котором тонкий вкусовой эффект достигался длительной,терпеливой и трудоемкой обработкой.
Алексей Фалеев